Новости
20 марта 2018, 12:04

Она неотделима от театра, как, впрочем, и театр неотделим от неё

Юбилей народной актрисы Ингушского государственного драматического театра Рукиет ДзейтовойРукиет Дзейтова

Личное начало актёра ценнее, чем то, что он играет, потому как личность становится основой его обаяния. Не согласиться с этими словами нельзя. Яркая индивидуальность, природная красота и целеустремлённость отличают народную актрису Ингушского государственного драматического театра Рукиет Дзейтову, которой на днях исполнилось 55 лет.

Рукиет Дзейтова родилась 17 марта 1963 года в селении Нижние Ачалуки Малгобекского района Чечено-Ингушетии. Дети большой и дружной семьи всегда находили поддержку родителей, но выбором профессии Рая, так её называют друзья и коллеги, обязана своему школьному педагогу Асламбеку Кодзоеву, удивительно творческому и неповторимо одухотворённому учителю русского языка и литературы. Однако в том, что она стала актрисой, сказался её целеустремлённый и настойчивый характер.

Вчерашняя выпускница прошла с успехом вступительные туры в ингушскую студию Тбилисского государственного театрального института имени Шота Руставели, но о своём зачислении она узнала поздно. Недолго думая, Рая вышла работать в Чечено-Ингушский драматический театр. Режиссёры её заметили сразу, а зрители увидёли яркую индивидуальность, необыкновенное дарование и неповторимый стиль. Через три месяца она была уже актрисой первой категории, а через пару лет ведущим специалистом драмтеатра.

В 1984 году Рая сыграла Хозяйку леса в сказке «Анчутка» Б. Метальникова, в постановке режиссера московского ТЮЗа Владимира Тарасьянца, который пригласил актрису к себе, в столичный театр. Но Рая предпочла остаться здесь, в своём театре.

В 1985 году Рая играет учительницу Тамару в пьесе «Падение» Яхьяева, женщину строгих нравов, добившуюся определённых достижений в собственной карьере, но упустившая воспитание единственного сына. Потом была роль Кабато в спектакле «Ханума» А. Цагарели, Анна Андреевна в «Ревизоре» Гоголя, после просмотра которой Магомед Цицкиев, её партнер по сцене скажет свою знаменитую фразу: «Са! А она ничё играет!».

Самой героине очень близок образ Мирандолины в «Трактирщице» К. Гольдони, за что она получила премию «Дошо лиг». Образ матери, блестяще отыгранный Раей Дзейтовой в комедии «Рука судьбы» Б. Горчханова, высоко оценит профессор Краснодарского института культуры Аскер Курашинов. А как она сыграла старушку в спектакле «Хьаст» («Родник») С.-Х. Аушева! После спектакля автор пьесы скажет: «Я не писал этот образ, она его сделала!» А Саид Чахкиев назовёт её «изюминкой спектакля». Роль Доули в телевизионной версии спектакля «Рождение Калоя» по мотивам романа И. Базоркина «Из тьмы веков» открыли актрису широкому зрителю. Блестящую игру актрисы высоко оценят бывшие преподаватели наших студийцев на гастролях в Ленинграде.

Вместе с ролями росла и популярность актрисы.

«И вдруг в этом ярком соцветии известных звёзд появилось новое для меня лицо, привлекающее своей молодостью, открытостью и темпераментом. Это была Рая Дзейтова, искрометная цыганочка, она даже короткой ролью привлекла внимание своей яркой индивидуальностью и непреодолимой тягой к искусству перевоплощения», — напишет о ней журналист Лейла Точиева после просмотра спектакля «Брак поневоле» Мольера.

Рая не переставала работать над собой. Она перечитывала весь репертуар «ленинградцев», а в 1986 году, когда в культпросветучилище города Грозного открыли отделение «Режиссура» под руководством профессора Ярославского института культуры В. В. Ильина, пошла учиться. Потом была учёба в Чечено-Ингушском государственном университете на актёрском отделении.

Было в творческой биографии актрисы и приглашение в «Азербайджанфильм» на роль невесты героя войны Хампаши Нурадилова. Но ей не понравилась атмосфера, царящая на киностудии, хотя пробы прошли удачно. «Кино не моё!», — сказала Рая и вернулась в театр.

Когда театр переехал в Ингушетию, Рая уже жила в Москве. Но в одной из своих поездок на родину она решила навестить своих коллег.

«Дороги ужасные, погода мрачная, новый кожаный плащ забрызган грязью с ног до головы проехавшей мимо машиной. Нет, думала я, ни за что здесь не останусь, — рассказывает Рая, — но, увидев родные лица, которые на голом энтузиазме пытались возродить театр, решила: а кто, если не мы».

И вот первый спектакль — «Народ бессмертен» В. Хамхоева в постановке Магомеда Цицкиева (1994) о депортации народа — показал, что театр ингушский жив, что народ сломить невозможно.

В 2008-2009 годах Рая Дзейтова работала помощником Исы Чахкиева, министра культуры Республики Ингушетия. Она подготовила поэтам и писателям Махмад-Сали Плиеву (2008), Багаудину Зязикову (2009 г.), Саиду Чахкиеву (2009 г.), Салману Озиеву (2009 г.), легендам ингушского театра Магомед-Гирею Хадзиеву (2010 г.) и Магомеду Цицкиеву (2011 г.) незабываемые вечера памяти, а также юбилейный сценарий, посвящённый 35-летию театра.

Сегодня Рая Дзейтова одна из ведущих актрис Ингушского государственного драматического театра, народная артистка Республики Ингушетия, дважды обладатель премии «Дошо лиг», актриса года — 2012, награждена звездой ГТРК «Ингушетия» «Рождённая быть актрисой», медалью Ингушского государственного драматического театра. «Это наш самородок», — скажет о ней бывший директор Ингушского театра Мустафа Беков. «Глыбой» назвал её нынешний руководитель театра Иса Чахкиев.

Подписывайтесь на канал «Ингушетия» в Telegram , чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня. Лилия Харсиева









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg